15 октября 2014.
/46ТВ/.
- Он приплыл в Курск. Была сделана пристань. Первый пароход приплыл из Киева в Курск. Он против течения плыл 7 дней, против течения - 5 дней. Это вызвало большую сенсацию в Курске, и это плавание парохода вошло в мировую историю энциклопедий как первый пароход «Людиново», прошедший по пути речному со шлюзами, - рассказывает Михаил Лагутич, автор книги «Плыл по Сейму пароход».
Вот как выглядел этот самый пароход «Людиново». Он прибыл в Курск 8 мая 1846 года. Подобное путешествие поначалу казалось невероятным, но оно было осуществлено, благодаря одному-единственному человеку - щигровскому помещику Михаилу Пузанову.
- Он решил, что самый лучший путь - водный путь. И начал это пробивать, но встретил очень большое сопротивление в министерствах, - обрисовывает ситуацию Михаил Лагутич.
Но упорный курянин, воодушевленный идеей сделать Курск судоходным городом, дошел до самого императора Николая I, который дал «добро» на осуществление этой задумки. Постепенно дело пошло, и в итоге Курск стал-таки судоходным.
- И поплыли баржи, поплыли пароходы небольшие. Это дало нашей области большую прибыль в торговле, - поясняет автор книги.
- Вообще эта история - пример того, как упрямство, упорство сдвигает горы, - уверен Виктор Крюков, журналист.
Перед судоходным Курском начали открываться великолепные перспективы. Но в силу объективных обстоятельств большим планам так и не суждено было сбыться.
- Потом началась война Крымская, масса чего началось, что помешало развитию вот этой идеи. Если бы не это, то город мог начать развиваться совершенно иначе, во всяком случае быстрее. Хотели сделать из Курска Нижний Новгород. Но не получилось, - говорит журналист Виктор Крюков.
На иллюстрациях наглядно видно, как выглядела река Тускарь в середине 19-го века и какой она стала в 30-ых годах века 20-го. Но, несмотря ни на что, суда продолжали ходить.
- Я еще сам помню, как в 50-х годах по Сейму плавала баржа большая, которую толкал катер, и возила на рынок крестьян. Из этой баржи доносились и визг поросят, и квохтанье кур, и песни неслись, - вспоминает Михаил Лагутич.
Но впоследствии на судоходстве в Курске был поставлен «крест». За парком имени Первого мая начали строительство ТЭЦ.
- Реку здорово испортили. И нынешний внешний вид Тускари за Боевкой в рамках города Курска - это все следствие экологической неграмотности тех лет, - считает Виктор Крюков.
Словом, книга «Плыл по Сейму пароход» раскрывает много неизвестных широким кругам курян исторических фактов.
- Ну кто бы мог подумать из ныне живущих о том, что когда-то наша река Сейм был судоходная! - восклицает Марина Сойникова, зам. главы администрации Курска.
Книга «Плыл по Сейму пароход» - это уже третье издание в формате «Роман-газеты», которое выпускается в рамках краеведческого фонда галереи «АЯ».
- «Княжий воин», «Лучник», вот теперь «Шел по Сейму пароход», - перечисляет владелец галереи «АЯ» Олег Радин.
Этот проект - некоммерческий. Авторы не получают денег за свой труд. Все средства, полученные от продажи, идут на издание следующей книги. И автор этой следующей книги уже известен - им будет курский краевед Владимир Степанов.
- Он приплыл в Курск. Была сделана пристань. Первый пароход приплыл из Киева в Курск. Он против течения плыл 7 дней, против течения - 5 дней. Это вызвало большую сенсацию в Курске, и это плавание парохода вошло в мировую историю энциклопедий как первый пароход «Людиново», прошедший по пути речному со шлюзами, - рассказывает Михаил Лагутич, автор книги «Плыл по Сейму пароход».
Вот как выглядел этот самый пароход «Людиново». Он прибыл в Курск 8 мая 1846 года. Подобное путешествие поначалу казалось невероятным, но оно было осуществлено, благодаря одному-единственному человеку - щигровскому помещику Михаилу Пузанову.
- Он решил, что самый лучший путь - водный путь. И начал это пробивать, но встретил очень большое сопротивление в министерствах, - обрисовывает ситуацию Михаил Лагутич.
Но упорный курянин, воодушевленный идеей сделать Курск судоходным городом, дошел до самого императора Николая I, который дал «добро» на осуществление этой задумки. Постепенно дело пошло, и в итоге Курск стал-таки судоходным.
- И поплыли баржи, поплыли пароходы небольшие. Это дало нашей области большую прибыль в торговле, - поясняет автор книги.
- Вообще эта история - пример того, как упрямство, упорство сдвигает горы, - уверен Виктор Крюков, журналист.
Перед судоходным Курском начали открываться великолепные перспективы. Но в силу объективных обстоятельств большим планам так и не суждено было сбыться.
- Потом началась война Крымская, масса чего началось, что помешало развитию вот этой идеи. Если бы не это, то город мог начать развиваться совершенно иначе, во всяком случае быстрее. Хотели сделать из Курска Нижний Новгород. Но не получилось, - говорит журналист Виктор Крюков.
На иллюстрациях наглядно видно, как выглядела река Тускарь в середине 19-го века и какой она стала в 30-ых годах века 20-го. Но, несмотря ни на что, суда продолжали ходить.
- Я еще сам помню, как в 50-х годах по Сейму плавала баржа большая, которую толкал катер, и возила на рынок крестьян. Из этой баржи доносились и визг поросят, и квохтанье кур, и песни неслись, - вспоминает Михаил Лагутич.
Но впоследствии на судоходстве в Курске был поставлен «крест». За парком имени Первого мая начали строительство ТЭЦ.
- Реку здорово испортили. И нынешний внешний вид Тускари за Боевкой в рамках города Курска - это все следствие экологической неграмотности тех лет, - считает Виктор Крюков.
Словом, книга «Плыл по Сейму пароход» раскрывает много неизвестных широким кругам курян исторических фактов.
- Ну кто бы мог подумать из ныне живущих о том, что когда-то наша река Сейм был судоходная! - восклицает Марина Сойникова, зам. главы администрации Курска.
Книга «Плыл по Сейму пароход» - это уже третье издание в формате «Роман-газеты», которое выпускается в рамках краеведческого фонда галереи «АЯ».
- «Княжий воин», «Лучник», вот теперь «Шел по Сейму пароход», - перечисляет владелец галереи «АЯ» Олег Радин.
Этот проект - некоммерческий. Авторы не получают денег за свой труд. Все средства, полученные от продажи, идут на издание следующей книги. И автор этой следующей книги уже известен - им будет курский краевед Владимир Степанов.