14 мая 2015.
/46ТВ/.
В день 80-летия со дня смерти известного художника-авангардиста галерист Олег Радин поставил точку в деле о домах Казимира Малевича в Курске.
Споры о том, в каком курском доме жил и творил основоположник супрематизма, начались еще в конце прошлого тысячелетия. В 1998 году, исходя из архивных документов и опираясь на внешнее сходство здания, возникла версия, что курский период своей жизни знаменитый художник провёл в строении номер 17 на улице Почтовой. Поэтому недавняя новость о том, что здание решено снести, куряне встретили негативно. После разгоревшегося на всю Россию скандала, краеведы вновь засели в архивах и принялись искать сведения о настоящем адресе дома Малевича. Согласно ведомости Курской городской управы за 1915 год оказалось, что Казимир Малевич жил в доме потомственной дворянки Анны Клейн под №13.
- Если мы перенесем все на бумагу, создадим схему, попытаемся сопоставить все данные, то мы увидим, что нумерация сменилась, - рассказывает краевед Юрий Озеров. - 18-ый дом поменяли на 15-ый, 17-ый на 13-ый, где жил Малевич, опираясь на фотографию дома Малевича того времени. Именно у него как раз пять окон на верхнем этаже. Одиннадцатый дом - дом Золотаревой - позже был куплен Клейн. Введу этого возникла ошибка, которая привела к путанице.
Неожиданный вывод краеведов, которые «перерегистрировали» Малевича по новому адресу, особенно возбудил известного курского хранителя старины Олега Радина. Он провел собственное расследование и опроверг возобладавшую было версию. Действительно, авангардист жил в тринадцатом доме. Но только путаница в этом вопросе получилась вовсе не из-за смены нумерации строений на улице. В документе XIX века, действительно, видны исправления. Вроде бы это семнадцать. Число, судя по всему позднее, исправили на 13. Но если тщательно приглядеться, исправляли не только последнюю цифру.
- То есть с самого начало это и был дом №13. А теперь простая логика, почему так получилось. Буквально позавчера я это понял. Все элементарно просто. Госпожа Клейн указала свой номер дома от улицы Флоровской седьмым (она посчитала первый, второй, третий ... седьмой). Когда ввели нумерацию - четная-нечетная сторона - её седьмой домик просто становится по нумерации 13-ым домом, - объясняет свои выводы художник Олег Радин.
Теперь все стало на свои места. Одна из тайн, которую оставил после себя загадочный художник, раскрыта. Дело по «Дому Малевича», длившееся целых 17 лет, закрыто.
Правда, пока остаётся неясной судьба «бывшего дома Малевича». Того, который ныне носит семнадцатый номер. Тень великого живописца более его не защищает и теперь его, возможно, всё-таки снесут.
В день 80-летия со дня смерти известного художника-авангардиста галерист Олег Радин поставил точку в деле о домах Казимира Малевича в Курске.
Споры о том, в каком курском доме жил и творил основоположник супрематизма, начались еще в конце прошлого тысячелетия. В 1998 году, исходя из архивных документов и опираясь на внешнее сходство здания, возникла версия, что курский период своей жизни знаменитый художник провёл в строении номер 17 на улице Почтовой. Поэтому недавняя новость о том, что здание решено снести, куряне встретили негативно. После разгоревшегося на всю Россию скандала, краеведы вновь засели в архивах и принялись искать сведения о настоящем адресе дома Малевича. Согласно ведомости Курской городской управы за 1915 год оказалось, что Казимир Малевич жил в доме потомственной дворянки Анны Клейн под №13.
- Если мы перенесем все на бумагу, создадим схему, попытаемся сопоставить все данные, то мы увидим, что нумерация сменилась, - рассказывает краевед Юрий Озеров. - 18-ый дом поменяли на 15-ый, 17-ый на 13-ый, где жил Малевич, опираясь на фотографию дома Малевича того времени. Именно у него как раз пять окон на верхнем этаже. Одиннадцатый дом - дом Золотаревой - позже был куплен Клейн. Введу этого возникла ошибка, которая привела к путанице.
Неожиданный вывод краеведов, которые «перерегистрировали» Малевича по новому адресу, особенно возбудил известного курского хранителя старины Олега Радина. Он провел собственное расследование и опроверг возобладавшую было версию. Действительно, авангардист жил в тринадцатом доме. Но только путаница в этом вопросе получилась вовсе не из-за смены нумерации строений на улице. В документе XIX века, действительно, видны исправления. Вроде бы это семнадцать. Число, судя по всему позднее, исправили на 13. Но если тщательно приглядеться, исправляли не только последнюю цифру.
- То есть с самого начало это и был дом №13. А теперь простая логика, почему так получилось. Буквально позавчера я это понял. Все элементарно просто. Госпожа Клейн указала свой номер дома от улицы Флоровской седьмым (она посчитала первый, второй, третий ... седьмой). Когда ввели нумерацию - четная-нечетная сторона - её седьмой домик просто становится по нумерации 13-ым домом, - объясняет свои выводы художник Олег Радин.
Теперь все стало на свои места. Одна из тайн, которую оставил после себя загадочный художник, раскрыта. Дело по «Дому Малевича», длившееся целых 17 лет, закрыто.
Правда, пока остаётся неясной судьба «бывшего дома Малевича». Того, который ныне носит семнадцатый номер. Тень великого живописца более его не защищает и теперь его, возможно, всё-таки снесут.