Шеф-редактор «Союзмультфильма» рассказал в Курске про российскую анимацию

С 16 по 20 сентябряв Курске проходит фестиваль российской анимации имени Бориса Дёжкина. В этом году из-за пандемии он идет в онлайн формате. Фестиваль приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Предусмотрены мастер-классы и творческие встречи с известными мультипликаторами – они будут проходить в сети. И только показы мультфильмов запланированы в обычном формате в кинотеатрах. В качестве почётных гостей в Курск приехали режиссёр, сценарист анимационного кино Сергей Струсовский и художник-мультипликатор Мария Куликова, лауреат национальной анимационной премии «Икар» в номинации «Лучший художник-аниматор 2019 года» Алла Соловьёва, а также шеф-редактор студии «Союзмультфильм» Сергей Капков. С ним сегодня побеседовали журналисты 46 ТВ.
18 сентября 2020. /46ТВ/. - Фестиваль российской анимации имени Бориса Дёжкина пятый по счёту, и он особенный как в плане формата, так и по тематике. Скажите, какой для вас это фестиваль, что вы хотели бы внести или получить от него?

- Конечно, в этом году всё необычно из-за ограничений, к которым никто не был готов. Конечно, хотелось бы показать новые мультфильмы и увидеть реакцию зрителя. В этом году хорошая анимация, которая была создана за предыдущий год, есть, чем похвалиться и о чем поговорить со зрителями. Но из-за ограничений, к сожалению, не получается быстрого контакта с публикой. Если брать тематику фронтовую, то она изучена мало, о ней не говорилось ранее. Фронтовики-мультипликаторы, через что они прошли, кто именно, где воевал и почему у нас была такая послевоенная мультипликация, какой она дала дальнейшее развитие из-за войны…

- О мультфильмах советского времени до сих пор много разговоров, прежде всего о том, что они были поучительные и добрые, что называется, с душой. Сейчас всё чаще в производстве современной анимации используют компьютер. Влияет ли это на конечный продукт и не исчезает ли из современных мультиков душевность?

- Я бы не сказал, что современные мультфильмы создаются иначе. Здесь тоже надо разделять. Есть сериалы, которых раньше в Советском Союзе никогда не делали, и вообще индустрии анимационной в Советском Союзе не было. Когда я разговариваю с иностранцами, они никак не могут понять, как вообще могли что-то создавать без продюсеров, как кино может создаваться без продюсеров. У нас продюсеров не было, был государственный заказ и всё. Никто не зарабатывал на мультперсонажах, поэтому мультфильмы в основном были короткометражные, на заданные темы: давайте сделаем несколько экранизаций русской классики, давайте сделаем экранизацию советскую на тему «не обижай маленьких», на тему «помогай маме» и мультфильм-сказку про зверюшек и всё. «Союзмультфильм» получал заказ и начинал думать, как под этот заказ хороший сценарий подогнать. Работали целые цеха. Работали потрясающие художники. Были такие цеха, где мультипликатор - это тот человек, который рисует движение, он не обязательно рисует его аккуратно, он делает это просто схематично, после него шли прорисовщики, которые вгоняли хаотичные рисунки в персонажи, чтобы получалась движение одного героя. Дальше контуровщик, далее заливщики, которые раскрашивали, поэтому у нас такая богатая картинка. Ещё фоновщики, которые рисовали лес, город. Сейчас, когда денег на мультипликацию выделяется не так много, а на один мультфильм ещё меньше, чем раньше, режиссёр не может собрать такую команду. Он старается всё упростить, чтобы было на экране, как можно лаконичнее, из-за этого кажется, что короткометражный мультфильм какой-то бедненький. Тут уже нет, как в сказке «Аленький цветок», леса, как с картины Шишкина. Из-за того, что нет возможности работать цехами, всё вгоняется в компьютер, который сам раскрашивает. В этом отличие. И ещё раньше не было сериалов. В целом технология и процесс создания остались такими же, как и раньше.
Сейчас, как в советские времена, госзаказов на мультфильмы нет. Есть приоритетные темы. Студии сами предлагают мультфильмы, а в Минкульте решают, какую идею поддержать. Правильно это или нет, но как есть.

- Все помнят советских Винни-Пуха, Чебурашку, Дядю Стёпу-милиционера и так далее. Это культовые персонажи. А что сейчас, кого можно считать героем современным мультипликации?

- Не создана пока ещё альтернатива Винни-Пуху или Чебурашке, но я долгое время был под впечатлением от Маши и Медведя. Это талантливо сделанные персонажи. В Маше столько обаяния, что, несмотря на её поведение, это всё очень цепляет, интересно наблюдать и за пластикой, и за мимикой, и за голосом. Но у меня больше лежит душа к авторской короткометражной анимации, а она менее известна, чем сериалы. Одни из последних, номинированных на Оскар, - «Мы не можем жить без космоса», «Лентяйка Василиса», «Мой знакомый медведь». СТЫК 10.10 Или вот совсем новый, который, я думаю, скоро увидят зрители - «Привет, бабульник». Это питерская история, когда девочку не взяли на Новый год, а отправили к бабушке.

- Можно ли считать, что мультфильмы - это составляющая часть в воспитании детей или нет?

- Это так родители хотели бы думать, чтобы снять с себя ответственность. И вот, если плохо воспитан ребёнок - это виноваты Маша и Медведь, а не родители. Это несправедливо. Мультфильмы, конечно, могут давать совет, могут показывать пример, но воспитывать должны мама и папа.

- Что касается художников-мультипликаторов, то сейчас, как и во все времена, их не хватает?

- Всегда мультипликаторы были штучным товаром. Если в советские годы у нас были две большие и две маленькие мультстудии и их хватало, то сейчас растет индустрия, потому что понимают, что мультипликация - товар востребованный. Особенно в пандемию стало понятно, что всем надо что-то смотреть. Ужасная нехватка людей, и я обращаюсь в камеру - молодые люди приходите в мультипликацию! Вопрос в том, где учиться, потому что школ тоже очень мало. Сейчас выпустили справочник анимационной школы России, где указано по городам и по ценам. Людей не хватает.

- Зарубежные мультфильмы оказывают серьёзную конкуренцию российским, пусть даже и проигрывают порой по качеству. А вот что касается полнометражных мультфильмов, которые выходят на больших экранах, то здесь мы серьёзно отстаем?

- В полном метре мы не можем конкурировать, у нас не те бюджеты, и технологии не доведены до совершенства. В прокате мы проигрываем и будем проигрывать какое-то время. Я всё время ругаю наших продюсеров, потому что не тем путем они идут. Чтобы получился мощный полнометражный фильм даже с маленьким бюджетом, надо, во-первых, приглашать хорошего режиссёра, который снимал авторскую анимацию, а не три серии в одном сериале, и, во-вторых, не надо экономить на сценаристах, не надо также экономить время. Лучше потратить год-два на написание сценария, собрать пять человек, которые сядут за стол и будут без конца генерировать идеи, шутки, потом собирать и отвергать всё, что придумали вчера и заново думать.

По мнению Сергея Капкова, за последние годы лучшая анимационная работа - «Алёша Попович и Тугарин змей». Несмотря на лаконичность картинки, с 2004 года и до сегодняшнего дня это самый качественный современный полнометражный мультфильм. Сам шеф-редактор студии «Союзмультфильм» Сергей Капков работает над своей книгой, в которой будут собраны биографии всех людей, причастных к истории российской анимации. Также идёт параллельная работа по созданию новых короткометражных мультфильмов.
Ангелина Некрасова, Тимур Кочетов
Одной строкой
Обсуждения